Замок «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры и истории национального значения, расположен недалеко от Ялты, в посёлке Гаспра на отвесной 40-метровой скале Аврора, названной римлянами в честь богини утренней зори.
Здесь на мысе Ай-Тодор в незапамятные времена располагался античный храм.
После присоединения Крыма к Российской империи на скале Аврора было построено деревянное строение неким отставным генералом.
Второе строение на этом месте было тоже из дерева, но в экзотическом стиле. Прилепившись к отвесной скале, словно гнездо ласточки, повис над волнами «замок любви» — так называла свою усадьбу бывшая владелица — московская купчиха Рахманина.
В 1911 году нефтяной промышленник барон Штейнгель купил у Рахманиной этот участок и поручил строительство архитектору В.С.Шервуду. Построенное в 1912 году оригинальное здание в неготическом стиле «Ласточкино гнездо» напоминает средневековый рыцарский замок похожий на крепости, возвышающиеся по берегам Рейна.
Во время землетрясения (до 9-ти баллов) 1927 года часть опорной скалы Аврора рухнула в море, и обзорная площадка замка угрожающе нависла над пропастью.
Но здание продолжало оставаться библиотекой при доме отдыха еще до 50-х годов. Только после появления трещин по зданию, доступ внутрь здания и на смотровую площадку был закрыт.
После реставрации (1967-1981 гг.) замок сохранялся как архитектурный памятник. Здесь в 1987 году снимался триллер «Десять негритят», и фрагмент детского фильма «Мио мой Мио».
Посещение дворца — замка «Ласточкино гнездо» с 2011 года стало бесплатным.
Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.
После решения о признании замка «Ласточкино гнездо» памятником архитектуры национального значения, в замке будет открыта постоянно действующая художественная выставка.
Первая выставка, которая открывается 22 июля 2011 года, будет посвящена творчеству Архипа Ивановича Куинджи.
Будут представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в том числе его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».
Выставка необычна тем что, оформлена по принципу который практиковал и сам художник: картины представлены в абсолютной темноте, освещены направленным лучом света.